Арбитражный суд города Москвы подтвердил право сервиса доставки готовой еды взимать сервисный сбор с пользователей. Как следует из опубликованных материалов разбирательства, резонансный спор Delivery Club и Роспотребнадзора по этой теме закончился решением в пользу компании. Эксперты считают, что это дело поможет закрепить в России устоявшиеся мировые практики и может использоваться при рассмотрении аналогичных дел с участием других сервисов.
Напомним, что судебное разбирательство возникло из-за того, что один из клиентов Delivery Club пожаловался в Роспотребнадзор на то, что сервис навязывает дополнительные платные услуги, от которых невозможно отказаться. Клиент предоставил чеки, в которых помимо оплаты блюд значился сервисный сбор в размере от 1 до 14 рублей. Роспотребнадзор усмотрел в этом нарушение законодательства, наложил штраф и предписал убрать сервисный сбор.
Однако в Delivery Club не согласились с этим, поясняя, что сервисный сбор - это плата за использование результата интеллектуальной деятельности - приложения. Поэтому компания решила оспорить решение в арбитражном суде. Разбирательство длилось почти год. В итоге Арбитражный суд Москвы отменил постановление Роспотребнадзора.
Таким образом, суд постановил, что Delivery Club имеет право продолжать взимать сервисный сбор. Эксперты уверены, что решение суда положительно скажется на развитии российских интернет-платформ в целом. Дело в том, что взимание сборов - общемировая практика, которая позволяет развиваться сервисам. Речь идет не только о платформах доставки еды, но также о туристических, e-commerce и других сервисах.
"Судебные акты по делу ожидаемо окажут непосредственное влияние на отрасль в целом, и, следуя принципу единообразия применения судебной практики, суды в дальнейшем будут принимать во внимание соответствующие выводы по настоящему делу при рассмотрении аналогичных споров", - считает руководитель дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Кирилл Никитин.
Небольшой сервисный сбор (например, в Delivery Club он составляет от 1 до 29 рублей) позволяет финансировать, в частности, IT-команду и разработки, связанные с пользовательским приложением. "Бизнес, связанный с доставкой еды агрегаторами - требователен к инвестициям, - считает генеральный директор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров. - Поэтому сервисный сбор здесь вполне понятен. Зарубежные игроки используют такой же подход в этом вопросе. Поэтому перед пользователем встает вопрос выбора: пользоваться удобным сервисом и оплатить это удобство или не платить и выбрать альтернативные каналы доставки".